Подписаться

Ударным темпом! Полным ходом!

20.01.2016

Как оказалось, в нашем университете оценивают не только студентов, но и преподавателей, а если точнее – выпускающие и невыпускающие кафедры. Как проходят наши сессии – всем известно, а вот как ставят оценки кафедрам и, главное, за что – попытаемся выяснить.

Совсем недавно на экранах телевизоров в холле главного корпуса появилось объявление: «Подведены итоги рейтинговой оценки кафедр университета за 2014–2015 учебный год. В соревновании кафедр выявлены лучшие».

Что это за соревнования такие? Неужто, по перетягиванию каната? Нет. Яна Борисовна Дорожкина – руководитель центра менеджмента качества рассказала, что это за рейтинг и с чем его едят.

С 2003–2004 учебного года наш университет начал внедрять систему оценки кафедр с точки зрения критериев, важных для университета. Главной целью этого соревнования является определение места кафедр в деятельности по выполнению лицензионных и аккредитационных показателей, ведь мы знаем, что наш университет (как и все другие вузы) проходит аккредитацию и ежегодный мониторинг эффективности. Подобная рейтинговая система не только позволяет стимулировать рост профессионализма работы профессорско-преподавательского состава, но и выявить положительные тенденции в развитии университета и слабые места, чтобы в дальнейшем исправить все недочёты.

Как известно, нет предела совершенству, так вот и наша рейтинговая система, начиная с 2003 года, постоянно улучшалась. Центром информационных технологий была разработана специальная программа, которая автоматически подводила итоги рейтинга. Но только раньше кафедры сами вносили необходимую информацию, что иногда приводило к некорректным данным. С этой проблемой справились: сейчас сами кафедры не вовлечены в процесс внесения данных, что делает систему прозрачнее, а итоги объективнее.

Между прочим, студенты тоже принимают непосредственное участие в формировании рейтинга. Дело в том, что цель рейтинговой оценки реализуется в ходе решения таких задач как «анализ оценки потребителей образовательных услуг», проще говоря – анализ мнения студентов о работе выпускающих и невыпускающих кафедр. Учитываются и наши заслуги, например научные работы, которые мы пишем под руководством преподавателей кафедр, а также наши победы на конкурсах разных уровней.

Всего в рейтинге 16 критериев оценки, такие как процент преподавателей с ученой степенью, а также докторов наук и профессоров; процент преподавателей, повысивших свою квалификацию; количество изданной учебно-методической литературы, учебников и учебных пособий, монографий, статей; количество выданных патентов и результаты профориентационной работы. При этом в системе подсчетов есть ещё повышающие коэффициенты, например, за каждый полученный патент на открытие или изобретение кафедра получает повышающий коэффициент 2,5 , а если кафедра передает правообладание этим изобретением университету, то коэффициент повышается до 6.

Причем, что самое интересное, показатели рейтинга носят не абсолютный, а относительный характер. Как это получается: высчитывается средний показатель кафедр и уже относительно этого среднего показателя происходит оценка каждого критерия. Это значит, что чем выше этот средний показатель, тем шире нужно шагнуть вперед, чтобы был положительный результат. Как говорится, догнать и перегнать. Но это усложняется ещё и тем, что соперники не видят и не могут спрогнозировать результаты других участников соревнования, и им ничего не остается, как просто ударными темпами показывать максимально хороший результат.

В этом году впервые удалось подвести итоги рейтинга достаточно быстро, уже к концу 2015 года мы получили итоги за 2014–2015 учебный год, тогда как, например, в ноябре 2014 года были результаты только за 2012–2013 год. Именно поэтому, теперь, когда итоги рейтинга максимально прозрачны и корректны, а подсчет не затягивается, ректор предложил разработать меры материального поощрения для кафедр-победителей, а это дополнительный, если не сказать – самый главный стимул для побед.

В этом году победу среди выпускающих кафедр одержала кафедра экономики, а первое место среди невыпускающих кафедр разделили кафедра философии, истории и права и кафедра иностранных языков.

Мы всегда были в тройке победителей, но это благодаря тому, что наша кафедра достаточно молодая – она сформировалась из трех кафедр в 2014 году. Объединился и весь кадровый потенциал. Мы, конечно же, просто выполняли план последовательно, старательно и исполнительно, про рейтинг никто не думал. Не удивительно, что самый сильный показатель у нас – это научная работа. Мы и сами в приоритет ставим всегда именно научную деятельность. В этом году большой вклад внес Капелюк Сергей Дмитриевич, если бы не его научные статьи результаты были бы скромнее.

Евгения Ивановна Леоненко, заведующая кафедрой экономики

Разделение в рейтинге на выпускающие и невыпускающие кафедры было всегда. Это честно, так как мы находимся в разных «весовых категориях» с выпускающими кафедрами. Работы очень много, поэтому просто работаем не покладая рук и все. Победа в рейтинге – приятный бонус. Научно-исследовательской работе, конечно, отдаем предпочтение, этот показатель у нас самый сильный.

Ольга Юрьевна Чирейкина, заведующая кафедрой иностранных языков

Мы на протяжении уже нескольких лет первые среди невыпускающих кафедр. В этом году впервые разделили пальму первенства с кафедрой иностранных языков. Мы просто выполняем свою работу, поставленные задачи и все. Недовольных нет, по крайней мере никогда возражений относительно результатов рейтинга никто не высказывал. К тому же, все предельно прозрачно и можно ознакомиться со всеми отчетами. Научно-исследовательская деятельность, пожалуй, наша самая сильная сторона. Это один из самых важных аккредитационных показателей, а у нас только за первый семестр уже 3 статьи в рецензируемых журналах.

Ольга Александровна Гербер, заведующая кафедрой философии, истории и права