Подписаться

СибУПК – лаборатория века!

02.02.2016

Каждый день в штатном режиме в лабораториях Сибирского университета потребительской кооперации ведется неустанная работа. Мы варим сыр, проверяем на соответствие всем нормам продукты животного происхождения, изучаем непродовольственные товары и находим подделки, снимаем отпечатки пальцев и играем на биржевых рынках.

Интриги, скандалы и расследования. Хочешь заглянуть в лабораторию века? Добро пожаловать в Торговый!

Уже второй год наш университет внедряет абсолютно новый способ знакомства абитуриентов с вузом посредством лабораторных занятий. Из школ города мы приглашаем к нам выпускные классы, чтобы погрузить будущих абитуриентов в профессию.

Для учащихся заранее готовятся занятия, но не обычные лекции, а практикумы, участвуя в которых ребята примеряют на себя профессию юриста, экономиста и товароведа.

«Убийца – дворецкий!»

Юридический факультет подготовил для школьников самое настоящее расследование на месте преступления. При входе в лабораторию ребята превращаются в Шерлоков Холмсов и Докторов Ватсонов. Перед ними «труп» (да, тут всё по-взрослому) и посторонние предметы. Им предстоит собрать улики, отпечатки пальцев и обозначить круг подозреваемых.

В этот раз, предположительно, жертва была отравлена. На столе пустой стакан и кусочек шоколадки. Надев перчатки, ребята кладут шоколад в специальный контейнер для улик, подписывают всё по протоколу и упаковывают. Дальше необходимо снять образцы жидкости, которая была в стакане, и снять отпечатки пальцев. Тут в дело вступают супер-шпионские штучки из волшебного криминалистического чемоданчика. Специальный порошок из металлических частиц наносится на магнитную палочку, а затем на стакан. Сразу, как по волшебству, становятся видны все «пальчики», что прикасались к этому предмету, затем отпечатки переносятся на специальный скотч и отправляются к остальным уликам. Фотограф тщательно снимает место преступления и каждую улику, понятые следят за происходящим, а секретарь всё вносит в протокол.

Самое сложное и интересное – это собрать образцы воздуха из помещения, где совершено преступление. Но и эта миссия вполне выполнима для наших юристов. На ватный диск наносится специальный жир, затем с этим диском нужно обойти всю комнату, чтобы он впитал все посторонние частицы, в которых также может быть подсказка. После чего диск упаковывается в пробирку и, как другие улики, отправляется на изучение.

К сожалению, за сорок минут занятия провести полностью процедуру расследования и выяснить кто убийца, невозможно, но этого времени достаточно, чтобы понять, что убийца, как ни крути, обязательно будет найден. И если верить кинематографу, это – дворецкий.

В конце расследования всем школьникам проводят дактилоскопию и оставляют ребятам на память их отпечатки пальцев. Наверняка, вы знаете, что отпечатки пальцев – уникальные. И по рисунку можно даже определить тип поведения человека и его характер, и об этом, кстати, тоже рассказывают на занятии.

«Контрольная закупка»

Не менее интересное лабораторное занятие – экспертиза качества товаров. Даже если выпускники не собираются становиться товароведами, знания, которые они получат на этом занятии, всегда пригодятся в жизни.

В этот раз мы научимся отличать настоящую кожу и замшу от искусственного материала, фарфор от фаянса и духи от подкрашенной туалетной воды. При работе с непродовольственными товарами совсем не обязательно надевать белые халаты. На наших занятиях учат хитростям, которые не требуют сложных установок, микроскопов и реагентов.

На столе в качестве образцов обувь, предположительно кожаная, посуда и духи. Начнем ликбез с изучения кожаных изделий. Настоящая кожа при любой обработке с обратной стороны имеет ворс, именно по наличию этого ворса мы и определяем кожу. Кожзам обычно клеят на текстиль, который сразу выдает подделку. Но проблема в том, что, например, покупая в магазине сапожки, мы не видим что внутри. Уважающие себя производители на изделии оставляют кусочек необработанной кожи, чтобы покупатель мог ее увидеть, но есть и те, кто пользуется этим и на обозрение выставляет кусочек натуральной кожи, а остальное изделие делает из искусственной. В таком случае можно прибегнуть к следующей хитрости: на изделие из кожи (или якобы из кожи) нужно капнуть воду, одной маленькой капли достаточно. Настоящая кожа тут же ее впитает, а вот искусственный материал – нет. С замшей всё гораздо сложнее. Замша – это кожа, выработанная методом жирового и формальдегидно-жирового дубления из шкур крупного рогатого скота. Технология непростая, и такое изделие стоит очень и очень дорого – в магазинах зимние сапожки из настоящей замши будут стоить не дешевле 50 тысяч рублей.

Идем дальше. Часто под видом фарфора нам «подсовывают» более дешевый фаянс. Но отличить их не составит труда. Во-первых, фарфоровые изделия имеют голубоватый оттенок, а фаянсовые – желтоватый. Но это легко скрыть нанесением всяческих красок. Вторая хитрость – звук. Достаточно ударить (слегка, конечно же) по фарфору и вы услышите звон, если же это фаянс, то звук будет глухой. Ну и самый беспроигрышный вариант экспертизы – «ножка». Любое изделие при изготовлении поливают глазурью и обжигают в печи. Температура обжига фарфора в разы выше, нежели температура обжига фаянса. Поэтому чтобы глазурь не прилипла к печи, фарфоровые изделия покрывают не полностью, оставляя нижнюю поверхность открытой. Вот так получается «ножка» с обратной стороны блюдца – именно на этой «ножке» блюдце и обжигается. Фаянсовая же тарелочка облита глазурью вся без исключения.

Натуральные духи – тоже исключительно редкий и дорогой продукт. Отличить настоящие духи от подделки, не имея специальных лабораторных установок, можно, изучив их упаковку. Как правило, подделку выдают ошибки в названиях, если ошибок нет, то, скорее всего, вы просто их не нашли.

«Бизнес за 10 минут»

Ещё одно очень интересное занятие – экономическая игра. Казалось бы, экономика это нагромождение цифр, непонятных терминов, и вообще, как можно экономику применить в жизни? Легко и просто. Сыграв в нашу игру «Бизнес за 10 минут» можно понять принципы построения бизнеса и усвоить некоторые основополагающие моменты.

Суть игры такова. Школьники делятся на фирмы, производящие один и тот же продукт. К примеру, ребята продают «айпады». Их задача – произвести и выгодно продать; вроде бы не сложно. Но чтобы добиться нужного результата, они должны принять пять решений:

1. Стоимость продукта из расчета себестоимости – 18 долларов.

2. Количество продукта.

3. Инвестиции в рекламу.

4. Инвестиции в оборудование.

5. Инвестиции в качество товара.

У каждой фирмы стартовый капитал – 10 тысяч долларов. Предварительно сыгран нулевой раунд, в котором были приняты ведущим такие решения:

1. 30 долларов – цена одного «айпада».

2. 420 «айпадов» произведено.

3. 1 050 долларов вложено в рекламу.

4. 1 050 долларов вложено в покупку станков.

5. 420 долларов вложено в улучшение качества «айпада».

В итоге прибыль составила 1 700 долларов.

По результатам нулевого раунда и исходя из своего бюджета ребята должны принимать свои решения, после чего компьютер обрабатывает данные всех команд и, учитывая конкурентную среду, оглашает итоги.

Помимо всего прочего игроки могут брать кредиты, а неразумная финансовая политика может привести фирму к банкротству – все по-взрослому.

Как правило, к 8-му туру ребята входят во вкус и, поняв принципы игры, получают немалую прибыль. Конечно, настоящее производство «айпадов» школьникам организовать пока не под силу (хотя как знать – как знать!), но после такой «примерки» профессии с основными понятиями экономики игроки ознакомились и запомнили их наверняка!

Ни один школьник не остался равнодушным после такого интересного и полезного знакомства с профессиями. По окончании лабораторных занятий ребята оставляли восторженные отзывы и благодарили преподавателей за ценные знания. А мы в свою очередь будем рады видеть всех в числе наших студентов. Ну а дальше – только интереснее!